Станислав Выспяньский

(15.1.1869, Краков, — 28.11.1907, там же), польский писатель, художник, театральный деятель. Родился в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884—95, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891—94). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художественного объединения "Искусство". В изобразительном искусстве В. стремился к воплощению национального начала в рамках стиля "модерн". В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Вавеле в Кракове (1896—1906) В. использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журнала "Zycie", В. создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизованного растительного орнамента. Пастельным портретам и пейзажам В. свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. В. работал и в области декоративного искусства (оформление интерьера дома Медицинского общества в Кракове, около 1905; эскизы мебели, тканей, изделий из металла). Пьесы и рапсоды В. посвящены древнему прошлому Польши ("Легенда", 1897: "Болеслав Смелый", 1900; "Казимеж Великий", 1900); исторические драмы поднимают проблематику польского романтизма и национально-освободительного движения ("Варшавянка", 1898; "Легион", 1900; "Ноябрьская ночь", 1904); пьесы на сюжеты древнегреческих мифов трактуют современные события в духе античной трагедийности ("Мелеагр", 1898; "Проклятие", 1899; "Возвращение Одиссея", 1907). Вершина творчества В. — метафорическая драма-памфлет и драма-сказка "Свадьба" (1901), в которой, как и в других современных политических драмах ("Освобождение", 1903; "Акрополь", 1904), он ставит вопрос о путях национально-освободительной борьбы, изображает распад польского буржуазного общества. Для творчества В. характерны сочетание реалистического видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности. Читать ещё>